![]()
|
МКУ ДО ДЮСШ Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа"Арзгирского района Ставропольского края |
![]() |
АВТОРЕФЕРАТ
ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
УЧАСТНИКА КРАЕВОГО КОНКУРСА
"МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА ПО УЧЕБНЫМ И ВНЕУЧЕБНЫМ ФОРМАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ"
ФЁДОРОВА ВАСИЛИЯ ВИКТОРОВИЧА
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ»
Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Сегодня баскетбол распространен во всех уголках земного шара. Его любят и взрослые и дети. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок .Занятия баскетболом способствуют не только формированию различных навыков, но и укреплению здоровья. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к действительности. Баскетбол незаменим и для нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, воспитания товарищества, ответственности и коллективизма, ведь это командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъём способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для личностного роста учащихся.
В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. Однако именно подвижные игры являются одним из основных вспомогательных средств при работе с баскетболистами. Педагогика связывает игру с процессом воспитания, образования, обучения, развития личности. Игры, включенные в образовательный процесс, оправданы не только с педагогической точки зрения, но и биологической, они образуют прочный фундамент физического воспитания.
Общеизвестно, что игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения младших школьников игре в баскетбол. Данный вопрос широко представлен в научно-методической литературе.С раннего детства игра является основным видом деятельности. И в младшем школьном возрасте дети еще не выросли из игры, а поэтому любое занятие будет максимально продуктивным, если его проводить в форме занимательной игры. Движения должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. На начальном этапе обучения баскетболу целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (желательно с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).
Игра создает благоприятный эмоциональный настрой детей; дает возможность обучать игре даже тех, кто не хочет или не может (в силу своих недостаточно развитых коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру тренер может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.
Изучение методической литературы, мой личный опыт и опыт моих коллег позволяет мне сделать вывод о целесообразности использования подвижных игр и в тренировочном процессе детей среднего возраста. При правильном подборе подвижные игры позволяют решать не только общие задачи физического воспитания, но и специальные задачи обучения и тренировки, направленные на развитие специальных физических качеств, изучение и совершенствование технических и тактических приемов.
Построение учебно-тренировочного процесса в баскетболе имеет свою специфику в использовании подвижных игр, предполагая их применение в нескольких направлениях.
Во-первых, подвижные игры позволяют мне в дальнейшем в полном объеме реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся. В процессе игры я имею возможность оценить:
С помощью подвижных игр успешно решаются задачи создания последовательно-усложняющихся игровых ситуаций для развития специальных физических качеств и овладение технико-тактическим арсеналом
Для баскетбола являются характерными следующие виды деятельности: продолжительный интенсивный бег, прыжки, разнообразные высоко координированные действия, часто применяемые в безопорном положении, быстрая смена деятельности, силовая борьба под щитом. Все это требует высокого уровня развития быстроты, выносливости, ловкости, силы и гибкости.
Особенно важна для игры в баскетбол скоростная выносливость, которая позволяет выполнять интенсивную работу с наибольшей эффективностью. Средствами её развития могут служить бег на различные дистанции, кроссы, в зале - многократное повторение пробегания отрезков и т.д. Занятие достаточно однообразное и не вызывающее у детей особого энтузиазма. Поэтому использование различных эстафет и таких игр, как «Салка и мяч»,. « Салки цепочкой», «Переправа». «Перемена мест». «Поезда» позволяет сохранить у детей интерес к тренировочному процессу.
Основные средства для развития силы- упражнения с преодолением собственного веса тела / прыжки, приседания, наклоны и т.д./, с отягощением /гимнастические снаряды, гантели, набивные мячи/, в сопротивлении /напарник, амортизаторы и т.д. /.Из арсенала подвижных игр и игровых упражнений для решения этой задачи можно с успехом использовать «Бой петухов», «Салки цепочкой», «Тяни в круг», «Выталкивание в приседе»
Для развития быстроты реакции применяются упражнения, выполняемые на внезапный сигнал /свисток, хлопок, изменение положения партнера/. Совершенствуя быстроту движений, используют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Эмоциональная окраска подвижных игр, их соревновательная компонента позволяют добиваться от учащихся мотивации к выполнению таких действий с максимально возможным результатом.
Подводящие упражнения и подвижные игры могут быть с успехом использованы при обучении техническим приемам.
Существует большое количество игр, направленных на совершенствование ведения мяча.
А) «Кросс с ведением мяча»
Б) «Броуновское» (беспорядочное) движение.
Игры для совершенствования
ведения мяча
А) пятнашки с ведением мяча;
Б) «Сторож»
В) «Зоркий глаз»
Г) «ведение после передачи»;
Д) «Подними мяч»
Е) «Повтори лидера»
Ж) «Вокруг партнера»;
З) «Змейки».
Для отработки передач
могут быть использованы игры
1. Мяч соседу.
2. Передал - садись.
3. 10 передач.
4. Борьба за мяч.
5. Гонка мячей по кругу.
6. Варианты гонок мячей в колоннах.
Совершенствованию броска
способствуют :
1. Кто больше.
2. Метко в корзину.
3. Мяч в стойку.
4. Снайперы.
5. Пятнадцать
Многие игры являются универсальными и могут быть использованы для совершенствования различных навыков и развития разных физических качеств.
Так, ставя задачи совершенствования техники ведения мяча в игре «Пятнашки с ведением», в тоже время я добиваюсь развития ловкости, координационных способностей детей, их выносливости.
Выбор и планирование подвижных игр в структуре учебно-тренировочного занятия необходимо проводить с учетом положительного переноса навыков. Например, игры, связанные с метанием мяча на дальность и в цель, положительно скажется на эффективности передач мяча. Следует также учитывать, что в старшем возрасте использование подвижных игр способствует смягчению эмоциональной нагрузки, психологического “застоя”, возникающего в связи со значительным ростом объема интенсивности физической нагрузки в процессе тренировки.
Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависит от руководства ею. Поэтому я считаю очень важным спланировать роль и место конкретной подвижной игры в конкретном занятии. Убежден, что игре есть место в любом этапе тренировочного занятия. Главное правильно подобрать игры , которые могут быть использованы в разминке, основной части занятия, в конце тренировки.
Успешность применения подвижной игры, ее продуктивность зависит от поэтапного выполнения следующих действий
Как правило, подбор игр проводится с учетом их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе игры учитываю также:
Особое значение уделяю подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.
Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.
При объяснении игры считаю нужным довести до сведения детей
1. Название игры;
2. Размеры игровой площадки;
3. Роль играющих и их расположение.
4. Ход игры;
5. Цель;
6. Правила
Распределение на команды проводится также разными способами:
Соблюдение правил игры и требований ТБ являются обязательным условием результативности применения данного метода. И, наконец, любая игра должна заканчиваться анализом. Важно уделить внимание разбору игры, указав на ошибки в технических приемах и тактике. Отметить участников наиболее хорошо справившихся с заданием.
Таким образом, я прихожу к следующему выводу:
Включение подвижных игр в тренировочные занятия способствует продуктивности тренировки, помогает снизить негативный эффект многократного повторения учебных действий, создает положительную эмоциональную окраску занятия, мотивирует детей к продолжению учебно-тренировочного процесса.
Подтверждением вышесказанного считаю результативность своей педагогической деятельности. Мои воспитанники на протяжении? Лет выигрывают первенство района, являются основой сборной команды Арзгирского района, в составе которой успешно выступают на соревнованиях краевого уровня.
Но самым главным результатом своей деятельности считаю то, что мои ребята хотят быть здоровыми, заниматься спортом и на долгие годы даже после окончания школы сохраняют в себе особое отношение к баскетболу..
Анцупова Г.Л. “Давай поиграем!”, Ростов-на-Дону, 2000
Балеева Л.В., Григорьев В.М. “Игры народов”, М.ФиС, 1998
Балеева Л.В., Коротков И.М. “Подвижные игры”, М.ФиС, 1992
Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, Минск. Высшая школа, 1994
Кенеман А.В. “Детские подвижные игры”, М. Просвещение, 1995
6. Коджаспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5 – 11 классы. Методическое пособие 8-е изд. Стереотипное. – М.: Дрофа. 2004 г.
Коротков И.М. “Подвижные игры”, М. - Знание,1998
Литвинова М.Ф. “Русские народные подвижные игры”, М. “Айрис пресс”, 2004
Логинова М.И. “Развивающие игры”, С-Петербург, Дельта, 1998
10. Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, НайминоваЭ.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.
Размауль З. “100 маленьких игр”, М. ФиС, 1973
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.
13.«Спортивные игры». Совершенствование спортивного мастерства. Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова 3-е издание 2008 г. Москва. «Академия».
14.«Спортивный отбор» В.М. Волков, В.П. Филин ФК и СМ, 1983 г.
15.Т.П. Юшкович, В.Е. Васюк, В.К. Булаков «Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов» Методическое пособие Минск. «Палымя» 1987 г.