МКУ ДО  ДЮСШ

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

"Детско-юношеская спортивная школа"Арзгирского района Ставропольского края

 Версия для слабовидящих

АВТОРЕФЕРАТ

ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

УЧАСТНИКА КРАЕВОГО КОНКУРСА

 "МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА ПО УЧЕБНЫМ И ВНЕУЧЕБНЫМ ФОРМАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ"

ФЁДОРОВА ВАСИЛИЯ ВИКТОРОВИЧА

 

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ  ПОДВИЖНЫХ ИГР

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ     БАСКЕТБОЛИСТОВ»

                 Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Сегодня баскетбол распространен во всех уголках   земного шара. Его любят и взрослые и дети. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок .Занятия баскетболом способствуют  не только формированию различных навыков, но и  укреплению здоровья. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к действительности. Баскетбол незаменим  и для нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, воспитания товарищества, ответственности и коллективизма, ведь это командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои   действия с дейст­виями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимо­действовать друг с другом для достижения общей цели. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъём способст­вует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для личностного роста учащихся.

В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. Однако именно подвижные игры являются одним из основных вспомогательных средств при работе с баскетболистами. Педагогика связывает игру с процессом воспитания, образования, обучения, развития личности. Игры, включенные в образовательный процесс, оправданы не только с педагогической точки зрения, но и биологической, они образуют прочный фундамент физического воспитания.

  Общеизвестно, что игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения младших школьников игре в баскетбол. Данный вопрос широко представлен в научно-методической литературе.С раннего детства игра является основным видом деятельности. И в младшем школьном возрасте дети еще не выросли из игры, а поэтому любое занятие будет максимально продуктивным, если его проводить в форме занимательной игры. Движения должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. На начальном этапе обучения баскетболу целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (желательно с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).

         Игра создает благоприятный эмоциональный настрой детей; дает возможность обучать игре даже тех, кто не хочет или не может (в силу своих недостаточно развитых коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру тренер может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.

Изучение методической литературы, мой личный опыт и опыт моих коллег позволяет мне сделать вывод о целесообразности использования подвижных игр и в  тренировочном процессе детей среднего возраста. При правильном подборе подвижные игры позволяют решать не только общие задачи физического воспитания, но и специальные задачи обучения и тренировки, направленные на развитие специальных физических качеств, изучение и совершенствование технических и тактических приемов.

Построение учебно-тренировочного процесса в баскетболе имеет свою специфику в использовании подвижных игр, предполагая их применение в нескольких направлениях.

Во-первых, подвижные игры позволяют мне в дальнейшем в полном объеме реализовать личностно-ориентированное обучение,  поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся. В процессе игры я  имею возможность оценить:

С помощью подвижных игр успешно решаются задачи создания последовательно-усложняющихся игровых ситуаций для развития специальных физических качеств и овладение технико-тактическим арсеналом

Для баскетбола являются характерными следующие виды деятельности: продолжительный интенсивный бег, прыжки, разнообразные высоко координированные действия, часто применяемые   в безопорном положении, быстрая смена деятельности, силовая борьба под щитом. Все это требует высокого уровня развития быстроты, выносливости, ловкости, силы и гибкости.

Особенно важна для  игры в баскетбол скоростная   выносливость, которая позволяет выполнять интенсивную работу с наибольшей  эффективностью. Средствами её развития могут служить бег на различные дистанции, кроссы, в зале - многократное повторение пробегания отрезков и т.д. Занятие достаточно однообразное и не вызывающее у детей особого энтузиазма. Поэтому использование различных эстафет и таких игр, как «Салка и мяч»,. « Салки цепочкой», «Переправа». «Перемена мест». «Поезда» позволяет сохранить у детей интерес к тренировочному процессу.

Основные средства для развития  силы- упражнения с преодолением собственного веса тела / прыжки, приседания, наклоны и т.д./, с отягощением /гимнастические снаряды, гантели, набивные мячи/, в сопротивлении /напарник, амортизаторы и т.д. /.Из арсенала подвижных игр и игровых упражнений для решения этой задачи можно с успехом использовать «Бой петухов», «Салки цепочкой», «Тяни в круг», «Выталкивание в приседе»

Для развития быстроты реакции применяются упражнения,  выполняемые на внезапный сигнал /свисток, хлопок, изменение положения партнера/. Совершенствуя быстроту движений,  используют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Эмоциональная окраска подвижных игр, их соревновательная компонента позволяют добиваться от учащихся мотивации к выполнению таких действий с максимально возможным результатом.

Подводящие упражнения и подвижные игры могут быть с успехом использованы при обучении техническим приемам.

   Существует большое количество игр, направленных на совершенствование ведения мяча.

А) «Кросс с ведением мяча»

Б) «Броуновское» (беспорядочное) движение.

Игры для совершенствования ведения мяча

А) пятнашки с ведением мяча;

Б) «Сторож»

В) «Зоркий глаз»

Г) «ведение после передачи»;

Д) «Подними мяч»

Е) «Повтори лидера»

Ж) «Вокруг партнера»;

З) «Змейки».

      Для отработки передач могут быть использованы игры

1.                                         Мяч соседу.

2.                                         Передал - садись.

3.                                         10 передач.

4.                                         Борьба за мяч.

5.                                         Гонка мячей по кругу.

6.                                         Варианты гонок мячей в колоннах.

Совершенствованию броска способствуют :

1.     Кто больше.

2.     Метко в корзину.

3.     Мяч в стойку.

4.     Снайперы.

5.     Пятнадцать

Многие игры являются универсальными и могут быть использованы для совершенствования различных навыков и развития разных физических качеств.

Так, ставя задачи совершенствования техники ведения мяча в игре «Пятнашки с ведением», в тоже время  я добиваюсь развития ловкости, координационных способностей детей, их выносливости.

       Выбор и планирование подвижных игр в структуре учебно-тренировочного занятия необходимо проводить с учетом положительного переноса навыков. Например, игры, связанные с метанием мяча на дальность и в цель, положительно скажется на эффективности передач мяча. Следует также учитывать, что в старшем возрасте использование подвижных игр способствует смягчению эмоциональной нагрузки, психологического “застоя”, возникающего в связи со значительным ростом объема интенсивности физической нагрузки в процессе тренировки.

     Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависит от руководства ею. Поэтому я считаю очень важным спланировать роль и место конкретной подвижной игры в конкретном занятии. Убежден, что игре есть место в любом этапе тренировочного занятия. Главное правильно подобрать игры , которые могут быть использованы в разминке, основной части занятия, в конце тренировки.

Успешность применения подвижной игры, ее продуктивность зависит от поэтапного выполнения следующих действий

Как правило, подбор игр проводится с учетом  их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе игры учитываю также:

Особое значение уделяю подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.

Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

При объяснении игры считаю нужным довести до сведения детей

1.     Название игры;

2.     Размеры игровой площадки;

3.     Роль играющих и их расположение.

4.     Ход игры;

5.     Цель;

6.     Правила

Распределение на команды проводится также разными способами:

Соблюдение правил игры и требований ТБ являются обязательным условием результативности применения данного метода. И, наконец, любая игра должна заканчиваться анализом. Важно уделить внимание разбору игры, указав на ошибки в технических приемах и тактике. Отметить участников наиболее хорошо справившихся с заданием.

 

Таким образом, я прихожу  к следующему выводу:

Включение подвижных игр в тренировочные занятия способствует продуктивности тренировки, помогает снизить негативный эффект многократного повторения учебных действий, создает положительную эмоциональную окраску занятия, мотивирует детей к продолжению учебно-тренировочного процесса.

Подтверждением вышесказанного считаю результативность своей педагогической деятельности. Мои воспитанники на протяжении? Лет выигрывают первенство района, являются основой сборной команды Арзгирского района, в составе которой успешно выступают на соревнованиях краевого уровня.

Но самым главным результатом своей деятельности считаю   то, что мои ребята хотят быть здоровыми, заниматься спортом  и на долгие годы даже после окончания школы сохраняют в себе особое отношение к баскетболу..

  1. Анцупова Г.Л. “Давай поиграем!”, Ростов-на-Дону, 2000

  2. Балеева Л.В., Григорьев В.М. “Игры народов”, М.ФиС, 1998

  3. Балеева Л.В., Коротков И.М. “Подвижные игры”, М.ФиС, 1992

  4. Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, Минск. Высшая школа, 1994

  5. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры”, М. Просвещение, 1995

6.      Коджаспиров Ю.Г.  «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5 – 11 классы. Методическое пособие 8-е изд. Стереотипное. – М.: Дрофа. 2004 г.

  1. Коротков И.М. “Подвижные игры”, М. - Знание,1998

  2. Литвинова М.Ф. “Русские народные подвижные игры”, М. “Айрис пресс”, 2004

  3. Логинова М.И. “Развивающие игры”, С-Петербург, Дельта, 1998

10.  Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, НайминоваЭ.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.

  1. Размауль З. “100 маленьких игр”, М. ФиС, 1973

  2. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.

13.«Спортивные игры». Совершенствование спортивного мастерства. Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова 3-е издание 2008 г. Москва. «Академия».

14.«Спортивный отбор» В.М. Волков, В.П. Филин ФК и СМ, 1983 г.

15.Т.П. Юшкович, В.Е. Васюк, В.К. Булаков «Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов» Методическое пособие Минск. «Палымя» 1987 г.

Назад

Главная Наша гордость Новый закон об образовании
Из истории Финансовая деятельность Публичный доклад
Немного о нас Программно-методическое обеспечение УТП Профсоюзная
Команда единомышленников Достижения Наши координаты
Нормативно-правовая база Мастер-класс Гостевая
Лето и спорт Мастер педагогического труда 2010 Наши новые победы
Материально-техническая база Для вас, родители Сведения об учреждении
Предписания органов контроля Жизнь школы Навстречу Великой Победе
Антитеррористическая безопасность